[center][b]
Игра кубом. Ключевые позиции. БлицБлиц, как правило, начинается в тот момент, когда в начале игры один из игроков бросает джокер, в результате которого
он подбивает одну или несколько шашек соперника и одновременно захватывает или имеет хорошие шансы на захват пока
еще свободных пунктов в собственном доме, тем самым затрудняя сопернику ввод его сбитых шашек с бара.
Не побоюсь сказать, что блицы – это самые трудные позиции с точки зрения правильной игры кубом! Если блиц
провалится и андердог сумеет выжить, подбив шашку лидера и сделав в его доме якорь, игра практически выравнивается,
и в скором времени уже бывший пару бросков назад андердогом игрок легко может стать фаворитом, к тому же
обладающим кубом. С другой стороны, один неудачный бросок андердога – и блиц удался с вытекающими отсюда
большими шансами на марс, что делает принятие куба для андердога непростым решением.
Любая мелочь в остальных позициях, в блице может сыграть решающее значение в игре кубом. Здесь важен каждый
билдер. В блице всего лишь один дополнительный билдер может отличать уверенный тейк от очевидного паса. Точно так
же это относится и к количеству занятых лидером пунктов в собственном доме, количество блотов с одной и другой
стороны, сила дома андердога (это важно учитывать даже при блице, ведь сильный дом андердога означает для него
хорошие шансы быстро переломить ход игры, если ему удастся подбить шашку лидера).
Когда игра переходит в блиц, волатильность (изменчивость) игры огромна! Когда лидер сбивает шашки андердога и тот не
сможет зарядиться, лидер получает огромное преимущество. С другой стороны, уже при следующем броске андердога ход
игры может повернуться на 180 градусов. При изучении ключевых позиций Вы увидите, что по причине большой
волатильности правильным решением будет удваивать даже в ситуациях с низким значением cubeless equity (эквити в игре
без учета куба). Удваивайте сразу же, как только почувствуете, что игра перетекает в блиц – и тогда Вы навряд ли
ошибетесь. Запомните это хорошее правило!
Посмотрим на это дело с другой стороны – со стороны андердога. Оказывается, что в блице и андердог может позволить
себе лишнего, чего не позволил бы себе в любой другой позиции – а именно принять куб в ситуации с очень низким
значением cubeless equity (эквити в игре без учета куба) – иногда даже со значением -0,600! И это несмотря на большую
угрозу проиграть марсом! Это объясняется той добавкой к cubeless equity, которую дает обладание кубом в позиции, когда
шансы андердога на собственную победу достаточно велики. А именно эта довольно необычная ситуация (то есть когда
андердог имеет высокую вероятность проиграть марсом и одновременно достаточно большие шансы на победу) имеет
место быть как раз в блице.
В качестве ключевых позиций для изучения игры кубом в блице мы возьмем ситуации в начальной стадии игры, в которых
лидеру посчастливилось бросить джокерный куш. Хорошее понимание таких позиций даст Вам необходимые навыки для
правильной игры кубом в других, менее распространенных видах блица.
Для начала давайте рассмотрим, пожалуй, самую распространенную блицевую позицию:
Эта позиция возникает после начального броска белых 6-4 и хода 24/14 (по нумерации на рисунке это будет 1/11), затем
ответный бросок черных 5-5 и хода 6/1*(2) 8/3(2), после чего белые бросают, но не могут зарядиться с бара.
Такая позиция была особенно характерна для конца 20-го века, когда начальные 6-4 обычно игрались 24/14. Поначалу все
полагали, что для белых это уверенный пас, но с развитием современных программ с надежными в оценке роллаутами
оказалось, что это более чем уверенный тейк! Заметьте, что даже при cubeless equity, равным 0,554, это уверенный тейк
для белых! Это объясняется обстоятельствами, перечисленными выше, а именно тем, что андердог при блице может взять
куб, который в других обстоятельствах был бы уверенным пасом, и все благодаря высокой волатильности позиции и
довольно неплохими шансами андердога на победу.
Роллауты показывают, что белые проиграют марсом больше половины своих проигрышей (33,7 из 64,1), но при этом они
имеют 35,9% на собственную победу (cubeless, то есть без учета куба). На самом деле этот процент на победу для белых
еще выше, так как в случае тейка они будут владеть кубом, а значит, тейк в этой позиции еще более очевиден.
Ну и, конечно же, это по-прежнему уверенный (я бы даже сказал, монстерский) дабл для черных! И все из-за той же
волатильности – если для белых следующий бросок будет неудачным, черные будут иметь гигантский маркет-лузер, если
не удвоят прямо сейчас, так как потом на их дабл белые ответят пасом, и черные выиграют лишь 1 очко вместо реальных
4!!!
Итак, возьмем эту простую и довольно распространенную позицию в качестве основной позиции (прототипа) для
последующего рассмотрения различных вариаций блица.
Дальше мы рассмотрим более современный вариант хода белых при начальном броске 6-4, после которого, кстати,
позиция белых в случае блица становится еще более уязвимой:
С двумя блотами, один из которых подвержен двойному прямому удару, положение белых стало значительно хуже, чем это
было в первой позиции-прототипе. Вероятность проиграть марсом для белых значительно увеличилась, и это
обстоятельство смещает их выбор в сторону паса. И тут тоже стоит отметить, что несмотря на высокий уровень cubeless
equity, равный 0,635, у белых все равно хоть и пас, но пограничный, на грани тейка. Это еще одна иллюстрация на тему
важности владения кубом в подобных позициях, когда андердог имеет высокую вероятность проиграть марсом, но
одновременно с этим - и достаточно неплохие шансы на собственную победу.
Давайте посмотрим, как стандартный ход при начальных 6-3 повлияет на наш блиц и решения по кубу:
Ситуация для белых стала еще хуже. Непросто сразу взять и найти этому объяснение. Вероятнее всего, это связано с тем,
что белая шашка на 15-м пункте теперь не так удачно расположена с точки зрения контратаки белых в случае их
выживания по сравнению с предыдущей позицией, когда эта шашка стояла на 16-м пункте. Поэтому у белых более
очевидный пас.
Ну и теперь рассмотрим стандартное начало при 6-2:
А вот тут белые опять вернулись к пограничному пасу. Разница в оценке с предыдущей позицией состоит в том, что теперь
белая шашка на 14-м пункте лучше спрятана от нападения со стороны черных задних шашек. Если быть более конкретным,
эта белая шашка может быть сбита только если черным придет 6-4, а этот бросок дуплицирован, так как он подбивает
другой белый блот на бар-пункте (7-м пункте) черных. Если бы эта шашка стояла на 16-м или 15-м пункте, как в
предыдущих позициях, то она подбивалась бы также с помощью 5-3 или 5-4 – бросками, которые кроме этой шашки ничего
бы не смогли подбить. И такое вот дуплицирование броска 6-4 оказывается достаточным для того, чтобы вернуть белых к
пограничному решению тейк/пас.
В настоящее время начальные 5-2 играют сплитом задних шашек. Раньше делать это боялись перед угрозой двойного шота
в случае, если сразу же после этого оппоненту придет 5-5, но с развитием компьютерных программ сплит становится все
более популярным. Давайте посмотрим, как это повлияет на решения по кубу в случае блица:
И это конечно же пас, как мы с Вами могли догадаться. Но все же не такой очевидный, как многие могли бы подумать. У
белых еще остаются неплохие шансы на победу, ведь теперь у них нет ни одного блота на доске, плюс у черных остаются
нетронутыми задние шашки на 24-м пункте. Но тем не менее, две шашки на баре и большая угроза проиграть марсом не
оставляют белым никаких сомнений – это пас.
Давайте рассмотрим позиции, в которых белые будут иметь шашку в доме черных, и посмотрим, как это обстоятельство
повлияет на решения обоих игроков по кубу.
И это даже не дабл!!! Какая значительная разница! Эта задняя шашка, затаившаяся в глубине дома черных на 2-м пункте,
намного ценнее для белых, чем шашка на внешнем поле. Ее труднее подбить, и даже в случае подбоя черные
просто используют имеющийся у них билдер вместо того, чтобыдобавить еще один билдер в борьбе за ключевые пункты,
если бы эта шашка была подбита на внешнем поле. И если белая шашка на 2-м пункте будет подбита, у белых скорее
всего будут шансы на прямой возвратный хит. А если она не будет подбита, то белые имеют хорошие шансы построить там
якорь, тем самым лишая черных шансов на успешный блиц. Чем глубже в доме черных находится белая задняя шашка, тем
менее значим этот пункт для черных, и тем сложнее черным подвести билдеры для завершения атаки на этот пункт. А как
мы уже говорили, блиц – это очень обязательная игра, и если черные начнут свою атаку, им придется ее завершать. Даже
несмотря на трудности с доставкой новых билдеров.
Все это приводит к тому, что черные уже не имеют такого большого преимущества, как в рассмотренных ранее позициях. И
хотя на первый взгляд эта позиция очень похожа на предыдущие, где мы имели уверенный дабл с пограничным тейком,
одна эта белая шашка в доме черных меняет позицию на недабл!
Теперь посмотрим, что произойдет, если белая задняя шашка будет расположена не так глубоко в доме черных, больше
провоцируя их на немедленную атаку. Рассмотрим случай для первого броска белых 5-4:
Как мы и ожидали, белые теперь в большей опасности, чем в предыдущей позиции. Белая шашка на 5-м пункте
одновременно и более легкая добыча для атаки, и черным теперь легче подвести билдеры для этого пункта. Вдобавок,
если черные вместе с атакой захватят 5-й пункт, их дом будет гораздо сильнее, чем если бы они захватили 2-й пункт. В
итоге эквити черных гораздо выше по сравнению с предыдущей позицией, и этого достаточно для дабла. Ну и белые,
естественно, по-прежнему имеют уверенный тейк.
Идем далее. Шашка во внешнем поле на своей половине доски для белых является одновременно и активом, и пассивом.
Такой блот может быть подбит черными, если их блиц удастся, увеличив их шансы на победу марсом, но с другой стороны,
эта шашка будет эффективным билдером, если белые выживут в блице, перехватят инициативу и перейдут в контратаку.
Посмотрим, какой из этих аспектов важнее:
Как оказалось, белая шашка на их внешнем поле не оказывает большого влияния на эквити. Объясняется это тем, что
достоинства и недостатки этой шашки уравновешивают друг друга.
А теперь давайте совместим белую заднюю шашку на 2-м пункте с белой шашкой во внешнем поле на их половине доски.
Сделает ли это позицию настолько волатильной (изменчивой), чтобы дать черным дабл? Посмотрим:
Недостаточно для дабла. По-прежнему это нодабл, как и в случае, когда белая шашка находится не во внешнем поле, а в
безопасности на среднем пункте.
Причина та же: достоинства и недостатки этой шашки уравновешивают друг друга.
А имеет ли значение, на каком именно пункте внешнего поля белых располагается их шашка? Давайте отодвинем ее чуть
назад – с 16-го на 14-й пункт, где она будет находиться в большей безопасности, но и станет менее эффективной в
качестве билдера:
Практически, никакой разницы. По-прежнему это нодабл, где бы не находилась белая шашка во внешнем поле. Решающее
значение в подобных позициях играет лишь то, на каком пункте в доме лидера расположена задняя шашка андердога.
Идем дальше. До этого мы рассматривали блицевые позиции, когда лидеру приходило 5-5. При этом захват лидером 1-го
пункта во многом обязывает его играть блиц. А что произойдет, если лидер бросит другую, более гибкую блицевую
комбинацию:
Такая позиция возникает после первого броска белых 5-4 (сплит), ответного броска черных 3-3, после чего белые не
смогли зарядиться с бара. Как видим, черные имеют уверенный дабл. Их шансы на победу как минимум оином выросли до
66%, и при этом сохранились хорошие шансы на победу марсом. Основное отличие от рассмотренных ранее позиций –
черные теперь не обязаны играть только блиц. Теперь у черных хорошие шансы не только на удачный блиц, но и на
победу с помощью прайма. Даже если белые выживут в блице и построят якорь (вероятнее всего, на 1-м пункте), черные
сохранят свое большое преимущество. Это делает позицию черных более сильной, чем «все-или-ничего» блиц при 5-5,
даже несмотря на меньшие шансы на победу марсом и трудностью быстрой и эффективной атаки на более глубокие
пункты в своем доме.
А что белые? У белых опять уверенный тейк. Игра только началась, и черные еще не успели перебросить свои основные силы для решающей атаки. Значит, у белых хорошие шансы выжить в блице, и поэтому они должны продолжать игру,
несмотря на большой шаг в развитии черных в дебюте игры.
В следующей части мы узнаем, как правильно играть кубом в блицевых позициях, когда у андердога не одна, а две шашки
на баре, а также рассмотрим позиции, возникающие в результате синтеза блица с более позиционной игрой.
Насколько опасна в блице вторая шашка на баре? Давайте посмотрим на такое развитие событий: белые начали броском
4-3 и ходом 24/21, 13/9 (по нумерации на картинке 1/4, 12/16), черные бросили 4-4 и подбили оба белых блота, после чего
белые бросили и не смогли зарядиться с бара:
Как видим, вторая шашка на баре имеет большое значение. Даже несмотря на всего лишь двух-пойнтовый дом черных и
неразвитое расположение черных шашек для поддержания начатой атаки, у белых хоть и близкий к пограничному, но все-
таки пас. С одной шашкой на баре белые имели бы очевидный тейк, более того, черные возможно не имели бы даже
дабла, но с двумя белыми шашками на баре – это уже совсем другая история. Черные могут пойти свой следующий бросок
совершенно спокойно, не беспокоясь о том, что белые смогут войти с бара и подбить возвратным хитом черную шашку.
Более того, почти в половине случаев белым не удастся войти с бара сразу обеими шашками. В результате черные
выигрывают темп и могут быстро подтянуть атакующие силы в зону активных боевых действий, и даже выбрать между
блицем или праймовой игрой в зависимости от выпавших камней.
Теперь давайте посмотрим еще на одну позицию из этой оперы:
Эта позиция возникла после бросков: белые 4-1 (сплит), черные 4-4 с подбоем обеих белых блотов, и последующего танца
белых на баре (2-2, 6-6 или 6-2). Похожая на предыдущую позиция, но за одним важным исключением – черные сбили
белую шашку и захватили не 4-й, а более глубокий 2-й пункт, тем самым обрекая себя на продолжение блица до
последнего патрона. Если черные вдруг решат сейчас переключиться на позиционную праймовую игру, расположение их
шашек будет неудачным для такого поворота. Исходя из этого, белые получают тейк, в отличие от предыдущей позиции.
Черные несомненно сохраняют за собой большое преимущество, но расположение их шашек становится уже не таким
гибким. Поэтому здесь дабл-тейк.
Теперь давайте перейдем к рассмотрению более позиционной игры при блице:
Эта позиция возникла после бросков: белые 5-4 (сплит), черные 1-1, и последующий танец белых на баре (5-5, 6-6 или 6-
5). Несмотря на неплохое раннее развитие и некоторый блитцевый потенциал, у черных нет дабла. У них лишь двух-
пунктовый дом, при этом вторая задняя шашка белых находится в относительной безопасности на самом глубоком 1-м
пункте. Еще одна важная деталь - у черных после 1-1 нет преимущества в гонке, как это было в рассмотренных ранее
позициях при более значительных кушах. Черным нужно сделать еще как минимум одно улучшение, чтобы войти в зону
дабла. Стоит заметить, что у них довольно высокое значение cubeless эквити, даже больше, чем в некоторых блитцевых
позициях с уверенным даблом, но низкая волатильность этой позиции подталкивает черных к более последовательному и
постепенному наращиванию преимущества, прежде чем объявить дабл.
Рассмотрим еще одну позиционную игру при блице:
Позиция возникла после бросков: белые 3-2, черные 2-2 с подбоем белой шашки, и последующий танец белых на баре (4-
4, 6-6 или 6-4). У черных большое преимущество, но имея всего лишь двух-пойнтовый дом и испытывая дефицит в
атакующих силах, вряд ли черным удастся реализовать полноценный блиц. Поэтому белые имеют уверенный тейк. Черные
имеют пограничный дабл, основанный в первую очередь на более удачном расположении шашек и лидерстве в гонке, чем
на блитцевом потенциале. Эта позиция отличается от предыдущих меньшей волатильностью (изменчивостью), при этом
cubeless эквити черных достигает 0,468, что гораздо выше, чем в некоторых рассмотренных ранее блицевых позициях с
явным даблом. Но по причине низкой волатильности у черных здесь – лишь пограничный дабл.Теперь посмотрим, как повлияет на решения по кубу ситуация, когда черные будут комбинировать атакующую игру с
оборонительной:
Позиция возникла после бросков: белые 3-2, черные 4-4 с подбоем белой шашки и построением продвинутого якоря, и
последующий танец белых на баре (4-4, 6-6 или 6-4). Несмотря на всего лишь двух-пойнтовый дом и немного
расстроенную атаку с потерей 8-го пункта и свечой на 6-м, черные имеют уверенный дабл. А все дело – в их продвинутом
якоре! Даже если удача будет на стороне белых, им придется еще много потрудиться над развитием своей удачи. Белые
же имеют не менее уверенный тейк, так как игра только началась, и угроза блица не такая явная. Но если черным удастся
сделать еще какое-нибудь улучшение своей позиции, белые перейдут в зону паса.
Рассмотрим самый сильный ответный бросок – 6-6. Он выигрывает самое большое количество пипсов в гонке, позволяет
построить продвинутый якорь на 18-м пункте и захватить собственный бар-пункт (7-й). Посмотрим, как в комбинации с
блицем это повлияет на решения обоих игроков по кубу:
Позиция возникла после бросков: белые 6-2, черные 6-6, и последующий танец белых на баре (6-6). Черные имеют
уверенный дабл. Даже не смотря на одно-пойнтовый дом, что делает возможность блица маловероятной. Тем не менее,
блиц еще возможен. Но в основном их дабл основывается на том, что черные имеют преимущество по всем фронтам, и
смогут увеличить его большим набором комбинаций. Белые имеют тейк только благодаря тому, что игра только началась и
угроза блица отдаленна.
Ну и, наконец, рассмотрим вот такую комбинацию позиционной игры с блицем
Позиция возникла после бросков: белые 2-1 (сплит), черные 4-4 с подбоем белой шашки, и последующий танец белых на
баре (2-2, 4-4, 6-6, 4-2, 6-2 или 6-4). Как можно было ожидать, у черных – уверенный дабл. Но и у белых – очень
уверенный тейк. Хотя у черных уже трех-пойнтовый дом, но у них нет подкрепления для развития блица. Белая шашка на
1-м пункте находится в относительной безопасности. Черные захватили глубокий 2-й пункт – это делает их дальнейшую
позиционную игру не такой опасной, при этом они потеряли свой 8-й пункт. Задние шашки черных остались на месте, и в
этих условиях белая шашка на 14-м пункте скорее является активом (тем более, если белым удастся быстро зарядиться с
бара). Естественно, черные имеют значительное преимущество, достаточное для дабла, но исходя из перечисленных выше
факторов общее cubeless эквити черных не так высоко, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому здесь –
уверенный дабл и очень уверенный тейк.
Игра на марс.Играть на марс или нет – этот вопрос может оказаться очень сложным. Во-первых, мы должны быть на 100% уверены, что
это пас, если есть хоть малейший шанс, что соперник скажет тейк или подумает о тейке, надо показывать куб.
Потенциальная выгода от неправильного тейка намного больше, чем от игры на марс, даже если теоретически правильно
играть на марс. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать те позиции, где пас очевиден.
В манигейме математика простая. Если вы удваиваете, а он пасует, вы выигрываете значение куба. Если вы продолжаете
играть и выигрываете марс, то получаете в два раза больше. Но если проигрываете, то теряете значение куба. Например, у
вас куб по 2. Если вы играете на марс то можете выиграть лишние 2 очка (+4 вместо +2). Но если проиграете, то
потеряете 4 (-2 вместо +2). Таким образом, чтобы играть на марс, надо имешь шансы 2 к 1.
В матче ставки могут другими, поскольку влияет счет. Также в матче вы можете играть на марс с кубом в центре,
поскольку неудвоенные марсы считаются. В манигеймах большинство игроков играют с правилом Якоби, когда
неудвоенные марсы не считаются (идут за 1 очко), так что играть на марс имеет смысл, лишь владея кубом (на play65
играют без этого правила). В данной статье будем подразумевать, что все позиции взяты из манигеймов или из начала
длиныых матчей, когда цена марсов та же самая.
Для начала посмотрим позицию, где все решится на следующем ходу:
Все просто. Если синие разбирают 4 пункт безопасно или оставляют блот, но белые мажут, то синие всегда выигрывают, а
иногда и марсом. В случае хита синие скорее всего проиграют. Если их шансы на марс в два раза больше, чем шансы
проиграть, то надо играть на марс, иначе – показывать куб.
Как часто синяя шашка будет подбита? 8 бросков (3-1, 4-1, 5-1, 6-1) оставляют блот, хит происходит в 1/3 этих случаев,
примерно получается 2.5 из 36. Но после хита у синих будет выброшено от 3 до 5 шашек, что дает им примерно 20% на
победу. Таким образом, шансы белых оказываются порядка 2.0 из 36. Заметим, что если бы куб был в центре, то белые
сразу показали бы его после хита, не давая сопернику лишних 20%.
По нашим расчетам синие проиграют в 1 случае из 18. Поэтому, если они смогут выиграть марс в 1/9 случае, то им надо
играть на марс. Мне кажется, у них достаточно шансов, так что стоит играть. В противном случае стоит показать куб и
выиграть 2 очка. Здесь мы увидели пример простого расчета для принятия решения в простой одноходовой позиции.
Чтобы усложнить задачу, рассмотрим позицию за ход до этого:
Предыдущая позиция возникла из этой после того, как обе стороны кинули 5-3. Что здесь происходит? Шансы на марс у
синих чуть больше, т. к. белым бежать чуть дальше. У синих чуть больше возможностей кинуть большой куш. Как насчет
безопасности? В данной позиции синие оставляют блот лишь 4 бросками (6-2 и 5-2), что намного меньше, чем в
предыдущей. Кажется, здесь нужно играть на марс.
Но подождите! В предыдущий у синих оставался неразгруженным только один пункт, а здесь после разбора 5 пункта надо
еще разбирать 4-й. К тому же 4-2 и 3-2 оставляют дырку, а 6-1, 5-1, 4-1 и 3-1 вынудят оставить 3 шашки на 4-м пункте.
Даже если синие кинут две больших цифры, они придут к предыдущей позиции с теми же опасностями. Лишь куши
гарантируют им безопасность. Таким образом, шансов проиграть у синих гораздо больше, чем в предыдущем случае. А
поскольку их шансы на марс лишь незначительно выше, им стоит показать куб и забрать 2 очка.
Но подождите! В предыдущей позиции была ситуация "сейчас или никогда", если синие не удвоят сейчас, то потом
показать куб уже не смогут. В данном случае это не так. Сейчас синие могут сделать ход, а на следующем ходу показать
куб. Если бы у них был выбор – показать куб сейчас или играть на марс до конца, правильно было бы показать куб сейчас.
Но ведь у синих нет такого обязательства. Допустим, сейчас они захотят сделать ход и кинут что-то неудобное (но без
блотов) с единицей или двойкой. Вне зависимости от позиции на следующем ходу они смогут показать куб, и белые скажут
пас. Также, допустим, синие кинут хорошо (5-3), и белые хорошо 4-4. У синих теперь та же ситуация, что и в первой позиции, только шансов на марс почти нет. Тоже можно показать куб и не мучиться.
Во второй позиции синие чаще будут подбиты,если играть до конца. Но на практике хитов будет меньше, так как они
смогут показать куб, достигнув опасной позиции. Если белые сразу кинут большой куш и уйдут от марса, игра также
завершится кубом. Так что вторая позиция оказывается безопаснее первой. К тому же чаще всего синие выиграют марс,
если сразу кинут куш, обезопасив себя. Поэтому во второй позиции игра на марс даже более очевидна, чем в первой.
Фактор владения кубом при игре на марс говорит в пользу избегания немедленных опасностей. Даже если шансы на марс
невелики, но соперник ни при каких обстоятельствах не сможет сказать тейк на следующем ходу, то надо играть. Мы не
можем проиграть. К примеру, возьмем позицию известного типа, где даже сильнейшие игроки ошибались:
Как мы знаем, шансы синих на марс очень малы, в то время как они могут проиграть после серии неудачных бросокв.
Роллаут Snowie показывает, что они проигрывают в 5% случаев, а выигрывают марсом лишь в 2.5%. А поскольку им
требуется в два раза больше марсов, чтобы продолжить игру, кажется, что надо немедленно показывать куб. Это
неправильно. Синие должны играть, поскольку никакая комбинация бросков на следующем ходу не позволит белым
зацепиться. Даже если синие кинут что-то неудобное типа 5-5, они смогут показать куб потом. Так что синие просто не
могут проиграть.
Что даст синим продолжение борьбы? Чаще всего ничего. Вероятно, они достигнут позиции, где следующий ход уже таит
опасность и надо показывать куб. Однако, возможно, им удасться выбрасывать шашки безопасно. До тех пор пока
следующий ход не оставляет блот, им надо продолжать игру. При возникновении опасности – сразу показать куб. Таким
образом, при соблюдении осторожности они никогда не смогут проиграть.
Если синие снимут много шашек, а соперник остается на баре, то они могут решиться на небольшой риск, сочтя риск
разумным. При неудачных обстоятельствах это может привести к поражению. Однако, это осознанный риск. При желании,
синие никогда не проиграют. На практике синие выиграют еще меньше марсов, чем показывает роллаут, поскольку часть
марсов сопряжены с риском, на который синие пойти не могут. Однако, пока их шансы на поражение равны нулю, они
могут смело играть на марс, ничем не рискуя.
При игре на марс важно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Если вероятно воникновение опасности,
которая заставит показать куб, возможно, стоит показать его сейчас, если есть хоть малейшая опасность. Напрмер:
Шансы синих на марс не компенсируют возможные неудачи в игре против якоря на 2 пункте. Однако, вряд ли что-то
плохое случится на следующем ходу. Единственный ролл, который ломает прайм – 6-6. Даже если синие его кинут, белые
еще должны кинуть хит 5-5 в ответ, иначе дабл на следующем ходу. Кажется, на такой небольшой риск можно пойти, ведь
некоторые шансы все-таки имеются. Синие могут продолжить игры, надеясь получить позицию типа:
Здесь игра на марс очевидна. Синие оставляют блот с 6-4 и большими кушами, но в этот блот еще надо попасть. Дом
белых сломан, синие уже выбросили несколько шашек, так что они будут фаворитами даже в случае хита. Во многих случаях после хита у синих все равно будет сильный куб. Шансы на марс не очень большие, но существенные. Поэтому в
такой позиции синие были бы счастиливы поиграть на марс.
Но как достичь такой позиции? Синие не могут за один ход разобрать 7-8 пункты и занести все шашки в дом. Делать это
придется за несколько ходов, что сопряжено с риском. Например, допустим, синие достигли такой позиции:
Это практически лучшее, чего синие могут желать. Их шашки расположены идеально, дом белых сломан. Но опасность есть
и сейчас. 6-5 и 5-5 оставляют блот, а разбор 8 или 7 пунктов дает белым возможность обогнать после 6-6 или 5-5. Это
немедленные угрозы, куб не поможет. Даже если синим удасть всего этого избежать и завести все шашки в дом, марс
далеко не гарантирован. В случае успеха синим удасться достичь позиции похожей на предыдущую. Но и она далека от
марса. Так что, я уверен, здесь синим надо показать куб и спокойно забрать два очка. А поскольку это лучшее, на что они
могут расчитывать, то куб надо показывать еще в первоначальной позиции. Проблема синих в том, что для того, чтобы
дойти до хорошей марсовой позиции, они вынуждены неоправданно рисковать.
С другой стороны, бывает правильно пойти на риск ради комфортной игры в случае успеха.
Несколько бросков оставляют для синих блот: -1, 6-2, 5-1, 5-2, 6-6 и 5-5. После хита синие не могут показать куб, белые
могут стать фаворитами. Но несмотря на большой риск, синие должны играть. Если они безопасно разгрузят 9 пункт, то
смогут спокойно играть на марс. Конечно, они могут проиграть, все мы проигрывали в игре против якоря на 1 пункте. Но
шансы на марс очень велики, что оправдывает риск. Поэтому синим здесь надо продолжать игру.
Выбор хода при игре на марс тоже может быть весьма непрост. Иногда правильно сыграть осторожнее, хотя шансы на марс
будут не столь велики.
У синих выбор между безопасным 13/10, 13/7 и агрессивным хитом 13/7, 5/2*. Хит проигрывает чаще, но и дает больше
марсов. Если бы куб был у белых, хит был бы правильным. Безопасный ход не гарантирует победы. Если белые кинут
двойку, то синим придется играть против якоря с хорошим запасом. Лучше попытаться закончить игру сейчас, тем более,
что хит с бара для них не смертелен.
Если куб у синих, то тут другая история. В случае хита синие могут потерять большое преимущество и возможность
редабла. С ддругой стороны, после спокойного 13/10, 13/7 они могут не беспокоиться. Если белые захватят якорь, синие
просто покажут куб. Им не придется играть против якоря, что пришлось бы делать, будь куб у белых. Мне кажется, это
нюанс должен склонить синих к безопасному ходу, хоть он и не выигрывает так много марсов.
С другой стороны, владение кубом иногда располагает к более агрессивной игре:
Если бы куб был у белых, то я бы сыграл спокойно 9/3. Это обеспечивает синим отличное расположение билдеров для
атаки. В случае хита с бара синие могут и не выйти из дома белых. Не думаю, что риск стоит лишних шансов на марс. Но
раз куб у синих, они должны бить. Если белые пробьют в 1 пункт чем-нибудь кроме 1-1, у синих будет очень сильный
редабл. Белым наверно придется сказать пас. Таким образом, синие практически не рискуют проиграть после хита. Столь
небольшой риск стоит повышенных марсовых шансов.
Счет в матче также может влиять на принятие решения. Например:
Синие опять играют против якоря на 2 пункте. На этот раз 8 пункт уже разобран, а у белых много шашек не заведено в
дом, так что шансы на марс есть. Однако, уже сейчас у синих могут возникнуть проблемы при разгрузке 7 пункта, да и в
дальнейшем игра не безоблачна. При равном счете я наверно показал бы куб. Но при таком отставании в счете они могут
продолжать игру. Да, сейчас хит для них смертелен, но в дальнейшем он уже не так страшен. Допустим, по ходу игры
возникла такая позиция:
В манигейме и при равном счете редабл для синих – очень неосмотрительное решение. В таких позициях владение кубом
является важнейшим фактором. Но при данном счете ситуация иная. Белым не нужны все 4 очка, да и редабл они сделать
не смогут. К тому же синие могут выиграть марс и матч. У них очень сильный редабл, возможно, белые даже не смогут
сделать тейк. Такая заметная разница позволяет синим играть на марс в предыдущей позиции.
В пост-кроуфордных геймах с "free drop" могут возникнуть необычные ситуации. Первый раз я увидел "free drop" на своем
первом большом турнире в далеком 1975 году. В 4 круге я играл с Chuck Papazian, одним из сильнейших в то время. В
матче до 11 я отставал 9-10 пост-кроуфорд. Я сыграл начальные 4-3 13/10, 13/9. Он тоже кинул 4-3 и сыграл 13/10, 13/9. Я
показал куб и он восстановил начальную позицию (пас)! Это меня поразило, я никогда такого не видел! Через несколько
секуд я разобрался, в чем дело, уяснив идею "free drop". Потом я спрашивал себя, если за него это чистый пас, может
быть, стоило поиграть на марс?
Через несколько дней я спросил Пола Магрила (кто был в то время авторитетом №1), возможна ли игра на марс в пост-
кроуфордном гейме всего лишь после пары ходов? Он сказал, что никогда не думал об этом. Вопрос так и остался без
ответа.
Лишь когда появились достаточно сильные программы, ответ был найден. Для каждого из 1296 возможных вариантов.
Например, стартовые 3-1 и ответ 6-2.
Отличие данной ситуации от обычной состоит в том, что порог тейка для белых не 25%, а 50%. Если их позиция хоть чуть-
чуть хуже, то лучше сказать пас и начать решающий гейм заново. Это значит, что до тех пор пока шансы синих выше, они
могут играть на марс. Конечно, у синих нет никакой гарантии, что после следующего хода их шансы будут выше. Белые
могут кинуть хороший куш и перевернуть игру. Однако сейчас синие являются фаворитами и, скорее всего, ими и
останутся. Их рассуждения такие же, как и при обычной игре на марс. До тех пор, пока белые не угрожают, можно играть
на марс. При возникновении опасности – показать куб и забрать очко.
Я не знаю, как правильно определить, когда играть на марс в таких позициях, как зачастую невозможно найти правильный
ход. Как мы видели, на решение влияют не только вероятности марса и поражения. Нужно еще предвидеть, к каким
позициям приведет продолжение игры.
В завершении рассказа покажу позицию, которая встретилась мне несколько лет назад.
Я играл на марс, но в последний момент соперник подбил мою шашку. Что делать? Взглянем на ситуацию с точки зрения
моего редабла:
Белые пас: отстают 9-5, 19% equity.
Белые принимают и выигрывают матч (сразу редабл по
.
Белые принимают и проигрывают матч.
Значит, белые могут делать тейк, имея 19%.
Есть ли здесь у белых 19%? Я не думаю. Поэтому правильное решение – дабл/пас.
Но вдруг мой соперник думает иначе? Может, он считает, что здесь нодабл/тейк? Тогда он будет играть на победу. Кинув
2-1 он может сделать ход 2/1 с целью подобрать второй синий блот. Тогда я даже могу выиграть марсом. Я ничем не
рискую. Не удваивая сейчас, я позволю ему совершить ошибку.
Поэтому я подождал, когда он заведет все шашки в дом и приготовился их выбрасывать. Я удвоил и он взял куб. Удача
была на моей стороне и я выиграл гейм. Кент Гулдинг, наблюдавший за всем этим спросил меня:
- Что ты делал? Играл на марс?
- Да.
- Как можно играть на марс, имея шашку на баре против закрытого дома, а шашки соперника ничем не заблокированы?
Оказывается можно, я именно это и делал. Угроза марса не давала сопернику играть слишком агрессивно. Конечно, этот
пример несколько экзотичен, но он лишний раз демонстрируе