Куб удвоения в игре на втором пунктеУдивительно, но игра с якорем на 2-м пункте может быть достаточно эффективной!
Казалось бы, очень легко завести шашки в дом против якоря на 2-м пункте. Но, на самом деле, не все так просто.
Шестерки играются с бар-пункта и скапливаются позади якоря на 1-м пункте. Пятерки играются с 6-го пункта и
скапливаются на все том же 1-м пункте. И если свободные шашки на этих пунктах закончатся, лидер поневоле может
оставить прямой блот.
Далее, такое нагромождение шашек лидера на 1-м пункте очень выгодно игроку с якорем. Во-первых, появляется
возможность сохранять якорь на 2-м пункте очень и очень долго без особого риска проиграть марсом, ведь лидеру
придется потратить несколько бросков на то, чтобы выбросить все эти шашки с 1-го пункта. Этих бросков вполне может
хватить андердогу, чтобы успеть уйти от марса, если ему не удастся подбить шашку лидера. А мы уже знаем, что чем
дольше сохраняется контакт, тем больше шансов совершить хит.
Во-вторых, со свечей на 1-м пункте лидер имеет огромное количество потерянных пипсов, и в случае подбоя его шашки
андердог получает неплохие шансы на победу в гонке, даже в том случае, если его собственный дом к этому моменту уже
разрушен, и он не сможет надолго удержать сбитую шашку.
Ну и, конечно же, небольшую прибавку к собственному эквити андердог получает за свои шансы опередить соперника в
чистой гонке, то есть без подбоя шашки лидера. Это возможно, когда андердог бросит крупный куш (как правило, 66 или
55) и затем продолжит выбрасывать большие камни по сравнению с оппонентом.Но, тем не менее, игра с якорем на 2-м пункте – это, как правило, пас. Одних только перечисленных выше возможностей
не хватит андердогу на то, чтобы принять куб. Для тейка, как правило, еще необходим какой-либо дефект в расположении
шашек лидера, дающий андердогу дополнительные шансы на подбой шашки.
Попробуем проанализировать различные позиции и выявить такие дефекты.
Но для начала рассмотрим основную базовую позицию (пропозицию) для игры с якорем на 2-м пункте:
У черных практически нет никаких дефектов в расположении шашек, как в абсолютном (активные билдеры, отсутствие
блотов, хорошо связанная позиция и т.п.), так и в относительном (по сравнению с белыми – тайминг и т.п.) смысле. В этом
случае, как мы и говорили, это – довольно очевидный пас.
Белые имеют сильный дом, и поэтому свои основные шансы на победу связывают с хитом черной шашки. Это возможно
сделать либо когда черные будут разбирать свой средний пункт, либо (если им удастся без потерь разобрать его) при
заносе своих шашек в дом и их выбросе.
Но у черных достаточно неплохой запас ходов (тайминг). Поэтому белые, скорее всего, не смогут долго сохранять и
сильный дом, и средний пункт, и якорь на 2-м пункте. Это значит, что их шансы на хит черной шашки с ее последующим
удержанием на баре значительно сокращаются. И даже тот факт, что черные мгновенно оставят прямой блот, если им
сейчас выпадет 6-5, не дает белым достаточно эквити, так как в этот блот еще нужно попасть. С учетом того, что у белых
на это, скорее всего, будет всего одна единственная попытка – вероятность наступления такого комплексного события
крайне мала.
Что касается шансов на победу в чистой гонке, то это возможно только в том случае, если в ближайшие несколько бросков
белые выбросят джокерный куш 5-5 (шестерки заблокированы черными шашками на 8-м пункте). И даже в этом случае
белые не только не станут фаворитом, но и не смогут уравнять шансы, оставаясь андердогом с эквити в районе 40%.
Таким образом, белые должны сказать пас и без боя отдать черным оин.
Теперь приступим к изменению нашей пропозиции и будем изучать, как то или иное изменение повлияет на решения
игроков по кубу.
Для начала лишим черных блокирующего 8-го пункта, сохранив им лидерство в гонке в 20 пипсов:
Ура! Мы сразу же нащупали один из дефектов в расположении черных шашек, который дает белым прибавку к эквити,
достаточную для тейка!
И дело даже не столько в том, что белые получили на один джокерный куш больше для испытания собственной удачи в
чистой гонке (к 5-5 прибавился джокер 6-6), сколько в том, что они, как минимум, в два раза увеличили свои шансы на хит
соперника. Черные лишились важного промежуточного пункта, с помощью которого они могли безопасно разобрать свой
средний пункт. Теперь им понадобится и определенная доля удачи, так как в случае оставления блота на внешнем поле
белые будут иметь вдвое больше непрямых хитов, чем в изначальной пропозиции. Например, если черные оставят блот на
9-м пункте, то к двум непрямым хитам 5-2 прибавляются два непрямых хита 6-1, которых белые были лишены в
пропозиции, так как их шестерки были заблокированы.
Одно это обстоятельство дает белым право хоть на пограничный, но, все же, тейк!
Рассмотрим еще одну позицию и узнаем, насколько важным обстоятельством для решения по кубу окажется потеря
лидером одного из занятых пунктов внутри дома. Для этого вернем черным их блокирующий 8-й пункт, но лишим их
занятого 3-го пункта, опять сохраняя при этом лидерство в гонке в 20 пипсов:
Как видим, потеря лидером 3-го пункта играет существенную роль в игре с якорем на 2-м пункте.
По сравнению с пропозицией, белые получили право на тейк. Понятно, что у черных с учетом их активных билдеров
предостаточно возможностей занять 3-й пункт, и тогда игра перейдет к состоянию, близкому к нашей пропозиции. Но
вполне вероятно, что черные так и не смогут захватить этот ставший ключевым 3-й пункт. И тогда может произойти очень
много интересного.
Во-первых, теперь черные мгновенно оставят прямой блот не только в том случае, если сейчас им придет 6-5 (как это было
в пропозиции), но и в том случае, если сейчас они бросят 6-4. Во-вторых, имея дырку на 3-м пункте, черным станет
гораздо опаснее разбирать свой каждый следующий пункт, увеличивая вероятность оставления прямых блотов.
Все это значительно повышает шансы белых на победу по сравнению с пропозицией и дает им достаточно оснований для
тейка.
В следующей части мы рассмотрим, как повлияет на решения игроков по кубу изменение их положения в гонке (как в
большую, так и в меньшую сторону), а также перенос блокирующего пункта с 8-го на 7-й пункт (бар-пункт).
Вернемся к нашей базовой позиции для игры с якорем на 2-м пункте, но уменьшим разницу по пипсам в гонке с 20 до 10
пипсов:
Итак, сокращение отставания в гонке совсем не помогло андердогу. Наоборот, его положение от этого только ухудшилось.
Дело в том, что игра с якорем на 2-м пункте оппонента – это не игра на опережение. У андердога должен быть совсем
другой план на игру: построить собственный сильный дом, дождаться оставления блота соперником, подбить его шашку, и
удерживая ее на баре, выиграть партию. А для этого нужен запас ходов (тайминг). Сокращение же отставания в гонке
означает потерю тайминга, а значит преждевременное разрушение собственного дома или разбор якоря (если только не
выпадет джокер 5-5, но играть, рассчитывая на это – чистая утопия).
Теперь пойдем другим путем – не уменьшим, а, наоборот, увеличим отставание в гонке по сравнению с базовой позицией с
20 до 30 пипсов:
Удивительно, но и увеличение отставания в гонке и улучшение тайминга не дало андердогу право на тейк. Позиция белых
улучшилась с точки зрения сдерживающей игры, но при этом они потеряли большую часть своих шансов на победу в
чистой гонке – теперь их не спасет даже джокер 5-5.
В чем же причина стабильных пасов как при сокращении разницы в гонке до 10 пипсов, так и при ее увеличении до 30
пипсов? Выходит, тайминг не оказал совсем никакого влияния на решение по кубу. Все дело в идеальном расположении
шашек лидера! Таким образом, мы пришли к очень важному выводу: если лидер имеет идеальное или близкое к этому
расположение шашек, то игра с якорем на 2-м пункте – это всегда пас, независимо от наличия или отсутствия тайминга.
Для тейка обязательно необходим какой-либо дефект в структуре шашек лидера!
Продолжим. Как мы уже знаем, разбор лидером своего бар-пункта может быть затруднен при наличии якоря на 2-м пункте.
Давайте переставим внешние шашки лидера с 8-го на 7-й (бар-) пункт и посмотрим, получит ли андердог право на тейк:
Как видим, такое перемещение внешних шашек с 8-го на 7-й пункт не только не ухудшило позицию лидера, но даже и
заметно улучшила ее! Главная причина этого: черные получили возможность комфортной игры шестерками. Теперь даже
6-5 не вынуждает их оставить прямой шот. И это большой пас для белых. В заключительной части мы рассмотрим, как повлияют на решения игроков по кубу различные ситуации, когда лидер уже
начал скапливать свои шашки на 1-м пункте позади якоря (а мы уже знаем, что это довольно опасно для лидера).
Мы уже знаем, что одним из самых неприятных моментов для лидера в игре против якоря на 2-м пункте является
накаливание своих шашек на 1-м пункте позади вражеского якоря. Посмотрим, изменится ли положение игроков и их
решения по кубу, если лидер начнет убивать свои шашки на 1-м пункте. Разница в гонке в этом случае обычно составляет
30 пипсов и более, обеспечивая андердогу необходимый запас времени (тайминг):
Вау! Это действительно работает! Перемещение всего лишь одной шашки лидера на 1-й пункт оказалось достаточным,
чтобы белые из глубокого паса перешли в пограничный тейк! В расположении черных появился дефект – это шестерки.
Любая шестерка, за исключением 61 и 66, вынудит черных оставить прямой шот уже при следующем ходе. Что же касается
61, то теперь с помощью этого броска черные не смогут безопасно захватить свой бар-пункт. Плюс ко всему, у черных не
остается времени ждать удачных камней для разбора среднего пункта, так что вероятность оставления шота возрастает.
Теперь давайте рассмотрим похожую позицию с оголенным средним пунктом черных, но переместим их шашки с 8-го на
бар-пункт. Разницу в гонке оставим 30 пипсов.
Добро пожаловать обратно в глубокий пас! Причина – черные могут безопасно играть свои шестерки. В случае броска 62,
63 или 64 черные смогут очистить свой средний пункт, оставив белым лишь небольшие шансы на непрямой хит. И как мы
видим, это – существенная разница по сравнению с предыдущей позицией, где черные при таких бросках сразу же
оставляли прямой шот.
А насколько в этом случае важна свободная шашка на бар-пункте? Давайте переместим ее с бар-пункта на 1-й пункт и
посмотрим, что получится:
Как видим, этот единственный активный билдер на бар-пункте играет очень важную роль для оценки позиции. Стоит
лишить черных этого билдера, как белые сразу же из глубокого паса попадают в зону достаточно обоснованного тейка.
Заметьте, с каждой добавленной шашкой на 1-й пункт позиция черных все больше и больше лишается гибкости.
Достаточно посмотреть на ставшие теперь неудобными для черных такие броски, как 5-1, 5-2, 5-3 или 5-4, которые раньше
игрались с легкостью, чтобы оценить важность для черных этого потерянного активного билдера.
Ну что ж, на этом мы заканчиваем изучение куба в игре с якорем на 2-м пункте.
В следующей статье мы рассмотрим типичные позиции из так называемой «ace-point game», то есть игры с якорем на 1-м
пункте. Там тоже есть свои нюансы. Например, подсчитано, что вероятность оставления прямого шота при игре против
якоря на 1-м пункте составляет 90% (!!!) при условии сохранения этого якоря до конца игры. В этой связи в мире нард
существует пословица: «Если у Вас куб и якорь на 1-м пункте соперника – то Вы в игре навсегда».